ЮРИСТЫ – АВТОМОБИЛИСТАМ

(юридические консультации по вопросам, волнующим автомобильную общественность)

 

 

Временные разрешения – продлевать! В.Н. Кирьянов

Пить нельзя даже в машине без колёс !!!

Прицеп – только с категорией «Е» ?

Свидетели из ГИБДД ? Не всегда.

Табличка – не «табу» !!!

Тонировка – снимут номера ?

Транзиты просроченные изымать нельзя.

 

 

 

Временные разрешения – продлевать! В.Н. Кирьянов

 

Временное разрешение на управление транспортным средством, выданное взамен изъятых прав, каждые два месяца необходимо продлевать, до тех пор, пока не вступит в силу постановление по делу об административном правонарушении. Но сколько можно (и нужно) ждать?

С 1 января 2008 года были изменены бланки временных разрешений на управление транспортным средством. Временное разрешение, выданное до этой даты, считалось действительным до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Новые временные «права» приходится продлевать. Но делать это, на самом деле, не так уж просто. К тому же, согласно приказу МВД России от 21.10.2007 г. № 887 во временном разрешении теперь делается запись о продлении, «но не более чем на два месяца».

Иногда водители жалуются, что «времянку» уже не продлевают, хотя дело всё ещё не рассмотрено. Часто в такую ситуацию попадают водители, которые были остановлены далеко от места проживания и ходатайствовали о рассмотрении своего дела по месту жительства или регистрации ТС, что, кстати, предусмотрено законом.

Почта, к сожалению, не руководствуется Кодексом об административных правонарушениях. Ее работников не заботят проблемы водителей, ожидающих, когда в нужный суд поступят документы. Порой проходят месяцы, а заветный конверт так и не приносят в канцелярию.

Пресс-служба департамента ОБДД МВД России дает следующее разъяснение: «Если дело об административном правонарушении к моменту обращения лица, в отношении которого ведется производство по делу, не поступило лицу, правомочному рассматривать дело, продление временного разрешения осуществляется при предъявлении копии протокола по делу об административном правонарушении либо иных документов, подтверждающих направление дела по территориальности».

Но у водителя может и не быть документов, подтверждающих право на продление «времянки». В этом случае ему приходится ходить пешком до того момента, когда либо истечет срок давности, либо бумаги все-таки попадут на стол судье.

Абсурдный получается поворот: никто еще не доказал вину водителя, а он уже превратился в пешехода. А как быть, если конверт вообще потеряется по пути следования? Ждать у моря погоды или жаловаться во все инстанции?

Оказывается, во всех случаях задержки при пересылке документов надо пользоваться указанием нашего главного гаишника - генерал-лейтенанта милиции В. Н. Кирьянова - №13/9-241. Согласно этому указанию, «в случае непоступления дела об административном правонарушении по истечении пяти месяцев с момента его возбуждения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, предлагается обратиться в подразделение ГИБДД с заявлением о выдаче водительского удостоверения взамен утраченного».

Все очень просто, только во многих регионах, как свидетельствуют автолюбители, сотрудники ГИБДД делают вид, что «забыли» об этом приказе своего начальника. По крайней мере, они не разъясняют автомобилистам, что те не должны страдать от нерасторопности почтовой службы.

Приходится им напоминать о порядке действий водителя, против которого возбуждено дело об административном правонарушении. В течение пяти месяцев он должен продлевать выданное ему временное разрешение на управление ТС. А затем вправе идти в соответствующий отдел ГИБДД, чтобы заявить об утрате водительского удостоверения. При этом «времянку» можно и не предъявлять.

Если же в базе данных сохранились сведения о том, что производство по делу в отношении данного водителя так и не было закрыто, ссылайтесь на указание Кирьянова и дату начала производства по делу. Если в ГИБДД умеют считать, они должны сообразить, что 5 месяцев уже прошли, и выдать вам новые права.

 

(По материалам www.infox.ru)

 

 

Пить нельзя даже в машине без колёс !!!

 

Пить за рулем можно в единственном случае - только если у машины нет двигателя. Во всех остальных случаях, как свидетельствует судебная практика, водитель может остаться без прав на два года.

Число любителей распивать алкогольные напитки значительно сократилось с тех пор, как в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появилась ст. 12.8, предусматривающая за это наказание в виде лишения водительских прав на срок до двух лет. Однако многие автолюбители продолжают удивляться, почему их лишают права управления транспортным средством, если они выпивали в припаркованной машине, вовсе не собираясь куда-либо ехать.

Так, например, приехал молодой человек домой после работы, остановил машину во дворе собственного дома и решил тут же распить бутылку пива. Внезапно появляются сотрудники ГИБДД, составляют протокол и отправляют незадачливого автолюбителя в суд, где его лишают прав.

«Произвол! Безобразие! Разве я не имею права распоряжаться своим имуществом?! Я же никуда не ехал!» - таких реплик на автомобильных сайтах хоть отбавляй. Создается впечатление, что других мест для распития алкогольных напитков найти просто невозможно.

Попробуем разобраться, почему даже в припаркованной машине лучше не пить за рулем. Теоретически вы можете пить и пиво, и даже крепкие спиртные напитки в своем собственном автомобиле. Однако вряд ли сможете доказать, что под воздействием алкоголя не решите завести мотор или даже прокатиться. Поэтому, употребляя алкоголь в транспортном средстве, вы рискуете быть лишенными специального права управления ТС. Это специальное право потерять легко по факту употребления алкогольных напитков, поэтому ни в коем случае не нужно давать инспектору ДПС основания считать вас водителем.

В судебной практике известен забавный случай, когда автовладелец смог отстоять свои права благодаря справке из техцентра, где говорилось, что двигатель автомобиля находился в ремонте как раз в момент составления протокола об административном правонарушении. То есть он фактически выпивал не в транспортном средстве, а в какой-то металлической конструкции, не способной самостоятельно передвигаться.

В остальных случаях доказать свою правоту автолюбителям довольно сложно. Советуют, правда, показывать сотрудникам ГИБДД не свои водительские права, а только паспорт и документы на автомобиль. Однако и в этом случае наличие прав может быть проверено по базе данных ГИБДД. И вам могут вменить еще одно нарушение - управление ТС без необходимых документов.

Водителю, как известно, запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Если вы находитесь в автомобиле с заглушенным двигателем, это не означает, что данным транспортным средством вы не управляли за несколько секунд до распития. И что вы не будете управлять им после. Поскольку сотрудник ГИБДД обязан предупреждать возможные правонарушения, он отберет у вас права для профилактики. И будет прав.

В Москве суд отобрал права у водителя, который распивал пиво в машине со снятым колесом. Поскольку в багажнике находилось запасное колесо, судья посчитал, что оно вполне могло быть установлено даже в состоянии опьянения, после чего водитель мог начать движение и создать тем самым опасность для себя и других участников дорожного движения.

Встречаются, конечно, случаи злоупотребления и со стороны самих сотрудников ГИБДД. Распивали, например, друзья дома в теплой компании, а когда спиртное закончилось, один из них спустился к своему автомобилю, чтобы достать из багажника несколько бутылок. Тут-то его и «приняли» гаишники. Они задержали владельца автомобиля, отправили на медицинскую экспертизу, а затем в вытрезвитель.

Мировой судья лишил автовладельца прав, но в районном суде это решение было отменено. Суд принял во внимание не только показания свидетелей, но и установленный факт, что у задержанного при обыске не нашли ни водительских прав, ни даже ключа от замка зажигания. Предусмотрительный водитель имел при себе только брелок от сигнализации, отпирающий двери и багажник своего авто.

Перечисленные случаи говорят о том, что не стоит проводить эксперименты в автомобиле, даже рассчитывая на помощь хорошего адвоката. Если вы выпили, лучше не подходите к своей машине. Если, конечно, рядом нет трезвого друга, имеющего право сесть за руль, чтобы доставить вас как пассажира в нужное вам место.

 

(По материалам сайта www.infox.ru)

 

 

Прицеп – только с категорией «Е» ?

 

Руководство ГИБДД направило начальникам подразделений в регионах указание с разъяснениями по вопросу управления автомобилями с прицепами, сообщает официальный сайт ГИБДД РФ.

Дело в том, что в последнее время участились обращения в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России граждан о неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств - проще говоря, автомобилем с прицепом.

Речь идет о случаях, когда водители, имеющие категорию "B", привлекались к административной ответственности за управление автомобилем соответствующей категории с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышала 750 кг, когда общая разрешенная максимальная масса такого состава превышала 3500 кг, а в водительском удостоверении отсутствовала категория "Е".

В связи с этим Департаментом ОБДД МВД России было подготовлено и направлено на места указание от 02.02.2009 года № 13/5-16, которым даны разъяснения по данному вопросу, суть которых сводится к следующему:

Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, то общая масса состава транспортных средств не имеет значения - в любом случае, водители, имеющие соответствующую категорию ("B", "C" или "D"), могут управлять ими беспрепятственно.

Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года), согласно которому автомобиль категории "В" может буксировать легкий прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Кроме того, он может также буксировать "тяжелый" прицеп, но при условии, что разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг.

Данные разъяснения должны быть доведены до сведения всех сотрудников Госавтоинспекции.

 

 

 

Свидетели из ГИБДД ? Не всегда.

 

Представим себе такую ситуацию. Вы едете один в машине. Вас останавливают два гаишника и намекают сами знаете на что. Мол, они всё сами только что видели вот этими вот самыми честными голубыми глазами. Не пугайтесь сразу: их не так много, как кажется. Два гаишника и два свидетеля - это две большие разницы.

Всем известно, что наибольший риск нарваться на придирки со стороны сотрудников ГИБДД возникает, если в остановленной гаишником машине находится только один человек - сам водитель. Как правило, в этом случае численное преимущество помогает инспекторам, патрулирующим дорогу вдвоем, убедить автолюбителя, что он наверняка будет признан виновным, даже если и не совершал никакого нарушения, так как против его слов выступят сразу два человека в погонах.

«У вас свидетелей нет, а мои показания подтвердит мой напарник, который будет выступать в качестве свидетеля», - сообщает инспектор, намекая на необходимость уплатить штраф на месте, чтобы избежать составления протокола. Поддавшись на такую провокацию, вы можете не устоять перед соблазном «решить проблему полюбовно», поскольку логика подсказывает, что второй сотрудник ГИБДД действительно не откажется выступить свидетелем вменяемого вам в вину правонарушения. И даже если вы уверены, что не нарушали правил дорожного движения, уплата отступных может показаться наилучшим выходом в такой ситуации.

Однако нормальная человеческая логика не всегда применима к правовым материям. И на самом деле, российский закон не считает должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, участником производства по делу о таком нарушении. А свидетель - это обязательно участник подобных дел.

В обзоре судебной практики за четвертый квартал 2004 года, утвержденном постановлением президиума Верховного суда Российской Федерации от 9 февраля 2005 года, дан однозначный ответ на интересующий нас вопрос. «Как видно из содержания главы 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - говорится в этом документе, - должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, и орган, осуществляющий производство по делу об административных правонарушениях, не указаны в качестве участников производства по делам об административных правонарушениях, поскольку они являются должностным лицом или органом государственной власти, к компетенции которого отнесено составление протоколов или рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 и главой 23 КоАП РФ. На этом основании должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, и орган, осуществляющий производство по делу об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях».

Следовательно, эти должностные лица (в их число входят и инспектора ДПС) не могут выступать в качестве свидетелей по делам о нарушении ПДД.

Если вы попали в ситуацию, описанную выше, смело цитируйте этот документ Верховного суда РФ, и не поддавайтесь на возможные провокации. Хорошо, если ваш разговор с гаишником записывается на диктофон. Запись такой беседы может заменить любые свидетельские показания.

Однако, как это ни странно, все вышесказанное не относится к тем правонарушениям, которые караются лишением водительских прав и потому рассматриваются в судебном порядке. Судья не может вызвать второго гаишника в качестве свидетеля, однако он вправе вызвать его для уточнения обстоятельств по делу. При этом суд будет руководствоваться другим документом, принятым все тем же Верховным судом.

В постановлении пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вновь говорится о том, что органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Поэтому они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Вместе с тем, неожиданно заключает Верховный суд, «при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов».

Тем не менее, у вас остается надежда на то, что суд не зачтет показания таких лиц как свидетельские. Но для этого нужно заявить ходатайство и просить, чтобы судья критически отнесся к показаниям должностного лица, незаинтересованность которого вызывает обоснованные сомнения. К сожалению, практика показывает, что мировые судьи с излишним пиететом относятся к показаниям сотрудников милиции, поэтому надо быть готовым к тому, что свою невиновность придется отстаивать в вышестоящих судах.

 

(По материалам www.infox.ru)

 

 

Табличка – не «табу» !!!

 

Незнание Правил дорожного движения и неумение пользоваться действующими нормативно-правовыми актами приводит к печальным последствиям. А именно - к денежным потерям, даже если водитель на самом деле ничего не нарушил.

В ситуации, которую мы опишем, за 50 метров до обозначенного перекрестка был установлен сложный временный знак. На одной мачте сверху закреплен знак 3.20 «Обгон запрещен», чуть ниже - 3.24 «Ограничение максимальной скорости», а под ним табличка 8.2.1 «Зона действия» с цифрой 2 км.

За перекрестком стоит патруль и угрожает лишением прав за выезд на встречную полосу в зоне действия знака «Обгон запрещен». Милиционеры понимают, что обогнать без выезда на встречную полосу на узкой дороге невозможно. И потому судьба «лишенцев» решается в ходе рыночных переговоров. Но является ли такой выезд противозаконным в данном конкретном случае?

Перекресток обозначен соответствующими знаками, следовательно, за ним действие знаков заканчивается. Напомним, в ПДД сказано:

Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. (см. «Правила дорожного движения»)

Таким образом, если бы перекресток не был обозначен и к асфальтированной дороге примыкала бы грунтовая, то у инспектора было бы основание утверждать, что табличка действует 2 км, так как на этом протяжении к главной дороге примыкают только второстепенные дороги и прилегающие территории. Но в нашем случае этот аргумент не проходит. Точнее, проходит, если вы подзабыли ПДД. Особенно его дополнительный раздел «Дорожные знаки», а в нем - пункт 8 – «Знаки дополнительной информации (таблички)».

В ПДД однозначно сказано, что:

Зона действия знаков может быть уменьшена:

для знаков 3.16, 3.26 применением таблички 8.2.1;

для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения. (см. «Правила дорожного движения»)

Именно уменьшена, а не изменена. Получается, что знак действует лишь до перекрестка, а табличка может лишь сократить зону его действия.

К тому же «Таблички размещаются непосредственно под знаком, с которым они применены». Значит, к знаку «Обгон запрещен», в данном случае, указанная табличка вообще не относится. Но для того, чтобы доказать все это сотруднику ГИБДД, вы должны хорошо помнить процитированные нормы. (Примечание сайта PDD4.NAROD.RU: Или иметь под рукой хотя бы сотовый телефон с настроенным выходом в интернет, и наш адрес http://pdd4.narod.ru)

А заодно можно сослаться и на ГОСТ Р 52289-2004 (Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств) (Примечание сайта PDD4.NAROD.RU: см., например, здесь или здесь) - где сказано, что табличка может только уменьшать зону действия знака, которая распространяется только до перекрестка. А после перекрестка (внимание!) «если действительно необходимо продлить зону действия знаков, необходимо устанавливать еще один знак». (Примечание сайта PDD4.NAROD.RU: см. п. 5.4.31 указанного ГОСТа).

Таким образом, после перекрестка вы можете и обгонять, и превышать, если вы в себе уверены. В противном случае вы будете смиренно выслушивать гневные эскапады гаишников, которые обвинят вас во всех смертных грехах, но предложат решить вопрос полюбовно. Если же вы потребуете составления официального протокола, то вас, вероятно, предупредят и отпустят. Потому что выписывать бумагу небезопасно - неровен час, вы захотите ее обжаловать, обратитесь к юристу, а тот сразу заметит, что инкриминируемое вам правонарушение «высосано из пальца». Точнее, из того самого временного знака, который, не исключено, сами гаишники устанавливают в начале своего дежурства, чтобы в конце забрать его с собой и не оставлять вещественных доказательств собственного должностного преступления.

 

(По материалам www.infox.ru)

 

 

Тонировка – снимут номера ?

 

Когда сотрудники ДПС останавливают на дорогах машины с затонированными стеклами и угрожают водителям снятием государственных регистрационных знаков, они пользуются не законом, а исключительно правовой безграмотностью автолюбителей. Последние крайне редко знают причины, позволяющие представителям ГИБДД запрещать эксплуатацию транспортного средства прямо на дороге. При этом инспекторы сами номерные знаки никогда не откручивают, предлагая сделать это водителю, чтобы не нарваться на обоснованное обвинение в самоуправстве.

Если водитель готов самостоятельно содрать пленку на месте, инспектор ограничивается штрафом размером в 100 рублей, причем нередко кладет эту купюру себе в карман. Если же водитель сопротивляется, ему начинают рассказывать о наличии пункта 7.3 в Перечне неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Этот пункт гласит, что запрет может быть вынесен в случае, когда на машине «установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя».

Однако в примечании к названному пункту говорится, что «разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88». Значит, нарушение может быть зафиксировано не при любой пленке, а лишь при слишком темной. Определить тип пленки «на глаз» инспектор не может, да и не вправе.

Уровень светопропускной способности (для ветрового стекла он должен быть не менее 75%, для передних боковых - не менее 70) измеряется специальными приборами: «Тоник», «Блик», «Свет» или «Растр». Все остальные приборы использовать запрещено. При этом, как полагает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, «никаких санкций, кроме штрафа в 100 рублей, наложенных инспектором технадзора (не сотрудником ДПС!), равно как и мер обеспечения (снятие знаков, изъятие талона и пр.) Кодекс не предусмотрел».

Травин ссылается на Обзор судебной практики за III квартал 2008 года, в котором Верховный суд РФ указал, что измерять светопропускную способность стекол может сотрудник технического надзора на стационарном посту, но не инспектор ДПС.

Таким образом, следует однозначно признать, что пункт п. 14.3 Приказа МВД № 297 от 20 апреля 1999 года, согласно которому «к работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения», не касается проверки светопропускания автомобильных стёкол.

При наличии талона государственного технического осмотра инспектор ДПС не может инкриминировать владельцу автомашины административное правонарушение, если только машина не остановлена на стационарном посту, где присутствует сотрудник технадзора, вооруженный одним из перечисленных выше приборов.

Доставить водителя на такой пост инспектор может, но для этого он должен составить протокол задержания. Только что это даст, если на пост водитель поедет без своей машины? Пленка-то у него не на лице, а на стеклах. А задерживать автомобиль нет никаких оснований! Если бы такие основания появились, дорожное движение вообще застопорилось бы, поскольку чуть ли каждую третью машину пришлось бы «заворачивать» на проверку стекол.

Все отговорки сотрудников ГИБДД, что они, дескать, имеют право проверить один из параметров технического состояния автомобиля, не надо воспринимать как руководство к действию. Их требования надо записывать на диктофон (он есть сейчас практически в любом мобильном телефоне) и при необходимости обжаловать в прокуратуре.

Впрочем, нужно помнить, что пройти техосмотр в наглухо затонированном автомобиле невозможно (покупку талона мы как вариант не рассматриваем). Придется накануне содрать незаконную пленку, чтобы, при желании, на следующий день наклеить ее снова.

 

(По материалам Newsland.ru)

 

 

Транзиты просроченные изымать нельзя.

 

В последнее время имели место неоднократные случаи изъятия сотрудниками ГИБДД транзитных регистрационных знаков, своевременно не замененных на постоянные. При этом процедура изъятия регистрационных знаков сотрудниками ГИБДД проводится со ссылкой на статью 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающую изъятие вещей и документов в обеспечение производства по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, действия водителей по управлению транспортными средствами с регистрационными знаками "ТРАНЗИТ", срок действия которых истек, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП, устанавливающей ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Частью 2 статьи 27.13 КоАП установлено, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 - 6 статьи 12.5, частью 2 статьи 12.37 КоАП, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Процедура снятия регистрационных знаков с транспортного средства является составной частью меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (запрещение эксплуатации транспортного средства), которая является самостоятельной и не может подменяться такой мерой обеспечения административного производства, как изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП).

В связи с тем, что изъятие регистрационных знаков "ТРАНЗИТ" в отсутствие установленных ст. 27.13 КоАП оснований является незаконным и влечет существенное нарушение прав граждан, предусмотренных административным законодательством, прокуратура неоднократно обращала на это внимание руководства ГИБДД, и даже ставила вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

 

(По материалам PrimaMedia)

 

 

Назад

Hosted by uCoz