6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зелёного, жёлтого, красного и
бело-лунного цвета.
В
зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки
(стрелок), силуэта
пешехода или велосипеда или Х-образные.
Светофоры
с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные
секции с сигналами в виде зелёной стрелки (стрелок), которые располагаются
на уровне зелёного круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующее значение:
зелёный
сигнал разрешает движение;
зелёный
мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия
истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования
водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зелёного сигнала,
могут применяться цифровые табло);
жёлтый
сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и
информирует о наличии нерегулируемого перекрёстка или пешеходного перехода,
предупреждает об опасности;
красный
сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание
красного и жёлтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем
включении зелёного сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок
красного, жёлтого и зелёного цветов *
, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их
действие распространяется только на направление (направления), указываемое
стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот,
если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое
же значение имеет зелёная стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал
дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом
этой секцией.
6.4. Если на основной зелёный сигнал светофора нанесена чёрная контурная стрелка (стрелки), то она
информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает
иные разрешённые направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда),
то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом
зелёный сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов
(велосипедистов).
Для
регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с
круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой
белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда чёрного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей
части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей
части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на
противоположное, применяются реверсивные
светофоры с красным Х-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы,
направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение
по полосе, над которой они расположены.
Основные
сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены жёлтым сигналом в виде
стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой
информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу,
на которую указывает стрела.
При
выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой,
обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещён.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных
транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут
применяться светофоры одноцветной сигнализации с
четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного
или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний –
прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение
запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал,
расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных
средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах
движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к
переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующее значение.
Руки вытянуты в стороны или опущены:
со
стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым
транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую
часть;
со
стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
Правая рука вытянута вперёд:
со
стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым
транспортным средствам во всех направлениях;
со
стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со
стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам
разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Рука поднята вверх:
движение
всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме
случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик
может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для
лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл
или диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подаётся с помощью
громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное
средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте. *
6.12. Дополнительный сигнал свистком подаётся для привлечения внимания
участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика *
водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при её отсутствии:
на
перекрёстке – перед пересекаемой проезжей частью (с учётом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
перед
железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4
Правил;
в
других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех
транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или
поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к
экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается
дальнейшее движение.
Пешеходы,
которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её,
а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки
противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения
регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям
дорожных знаков или разметки.
В
случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных
знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом
светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников
движения о запрещении движения через переезд.