Новости законодательства и не только
:
01.08.2009: Справка-счёт отменяется.
С первого августа существенно изменилась процедура продажи
подержанных автомобилей. Вместо справки-счета, которая ранее выдавалась
комиссионным магазином, теперь должен оформляться полноценный договор
купли-продажи.
В постановлении
правительства РФ «О внесении изменений в некоторые постановления правительства
Российской Федерации по вопросам государственной регистрации
автомототранспортных средств и прицепов к ним» от 26 июля 2008 года
сказано, что «оформление справок-счетов юридическими лицами или индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, будет
производиться до вступления в силу абзаца второго подпункта “в” пункта 2 постановления
правительства Российской Федерации от 26 июля 2008 года N 562 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3735)». То есть,
справка-счет прекращает свое существование 31 июля 2009 года. Все справки-счета,
выданные до этой даты, остаются действительны и должны приниматься всеми
отделениями ГИБДД.
02.07.2009: С 1-го сентября ГИБДД будет работать
строго по регламенту.
С 1 сентября текущего года вступает в силу новый Административный регламент
Министерства внутренних дел РФ, в котором чётко прописаны правила поведения
сотрудников Госавтоинспекции в различных ситуациях. В документе пошагово
указаны все действия сотрудников ГАБДД-ГАИ при общении с автомобилистами, начиная
с того, как инспектор должен представиться, и вплоть до того, как водители
могут обжаловать его неправомерные действия.
В регламенте сказано, на каких основаниях должно проводиться
задержание автомобиля и проверка документов, описаны юридические основания для
остановки транспортных средств, а также разъяснены понятия досмотра, осмотра и
их отличия друг от друга. Также в документе изложен и порядок действий
инспектора в отношении государственных чиновников и других должностных лиц.
Раньше было непонятно, например, что делать инспектору, который видит, что
лицо, управляющее автомобилем в нетрезвом виде, пользуется иммунитетом. Ни
задержать, ни отстранить от управления такого человека он не мог. А если вдруг
отваживался на такой поступок, то потом вполне мог оказаться виноватым. Теперь
в регламенте четко прописано, что в этой ситуации инспектор обязан отстранить
такого водителя от управления.
Отметим несколько нововведений, содержащихся в регламенте.
При обращении к вам, инспектор должен представиться, назвать
свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить
причину и цель обращения. Отдавать вам честь инспектор теперь не обязан.
По вашему требованию, инспектор обязан предъявить
удостоверение, не выпуская его из рук.
По поводу того, с какой стороны автомобиля инспектор должен
обращаться к водителю, в новом регламенте сказано следующее: «Обращение к
водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения
водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при
нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других)
сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны».
Инспектор может предложить водителю выйти из машины для
того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков
опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного
досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда
требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи
или, когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Предложить вам пройти в автомобиль или в служебное помещение
инспектор может только тогда, когда ваше участие необходимо для оформления
процессуальных документов.
Что касается так называемого «скрытого контроля», в новом
регламенте сказано следующее: «Контроль за дорожным движением с использованием
транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции,
не допускается». Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это
транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого
нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными
устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в
установленном порядке в постовую ведомость. К патрульным автомобилям также
отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если
раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то
сейчас это возможно только при применении автомобилей со спец-окраской, либо
сотрудником в форменной одежде.
В новом регламенте четко прописана разница между осмотром и
досмотром, в каком случае может применяться первое, в каком - второе. Осмотр в
данном случае - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза.
Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках
спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам,
или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. Сверка
номеров с документами - это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких
процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время. А вот
если человек отказался от осмотра, то ему грозит досмотр. Он уже проводится с
оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
В регламенте подробно описано, каким образом проводится
выявление нетрезвых водителей. Так, например, после того как инспектор утвердился
в своих подозрениях насчет того, что водитель нетрезв, он должен предложить ему
дыхнуть в алкотестер в присутствии двух понятых. Если у инспектора нет под
рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в
какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть. Если
алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не
согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование.
Направлять туда можно тоже только в присутствии двух понятых. Направлять на медицинское
освидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться
прибором, если он не согласен с результатами, и если у инспектора есть
подозрения, что несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.
Примечательно, что в случае, если врач установил, что
водитель трезв, инспектор обязан доставить водителя обратно к его машине.
Кстати, тема доставки водителя еще раз появляется в пункте о
задержании транспортного средства. Так, если машину задержали где-то на трассе,
то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего
населенного пункта.
Приведём ещё несколько цитат из данного Административного регламента:
«19. ... В разговоре с участниками дорожного движения
сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на
"Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной
форме ..., проявлять спокойствие и выдержку.
...
23. Разъяснения участнику дорожного движения сути
совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно,
со ссылкой на соответствующие требования ПДД. ... Если участник дорожного
движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать
ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его
неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения.
...
130. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
осуществляется ... в присутствии двух понятых с использованием технического
средства измерения, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном
носителе и разрешенного к применению Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и соцразвития, поверенного в установленном порядке ..., тип
которого внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений.»
01.07.2009: В России изменилась методика обучения
водителей.
Сегодня вступили в силу новые правила лицензирования
автошкол, которые были разработаны Министерством
образования и науки. В «Положении
о лицензировании образовательной деятельности» содержатся новые
обязательные требования к оснащению автошкол, квалификации преподавательского
состава и программе обучения будущих водителей. Теперь для получения лицензии
на образовательную деятельность автошколы должны быть оснащены компьютерами,
проекторами и телевизорами для демонстрации обучающих фильмов, а также
аппаратно-программными комплексами, определяющими время реакции водителя,
точность глазомера, и позволяющими оценить степень его готовности к управлению
транспортны средством. Будущих водителей будут учить контролировать свое
эмоциональное состоянии при "напряжении, монотонии, утомлении и
стрессе", а преподавателями автошкол теперь могут быть лица только с
высшим или средним профессиональным образованием, а также квалифицированные
медики – в образовательной программе появится предмет "Оказание
медицинской помощи".
25.06.2009: Утверждена новая методика приема
экзаменов на права в ГИБДД.
Согласно сообщения на сайте
ГИБДД, 9 июня Виктор Кирьянов подписал новую методику
приема экзаменов на получение водительского удостоверения. Данная методика
вступает в силу с 1 ноября 2011 года, но с правом досрочного применения, то
есть экзамены по ней могут принимать уже сейчас.
Основные изменения в новой методике касаются процедуры
приема экзамена: теоретическую и первую практическую часть (на автодроме) будут
принимать только в автоматическом режиме, при помощи компьютеров и автоматизированных
автодромов, которые исключают так называемый «человеческий фактор» при оценке
знаний и навыков будущих водителей.
Новой методикой предусматривается также обязательная видео-фиксация
всего процесса сдачи экзамена и хранение этой записи в течение одного года.
Кроме того, при неправильном ответе на один или два
экзаменационных вопроса, нужно будет ответить на дополнительные вопросы. Количество
практических заданий увеличится с 3 до 12, появятся дополнительные упражнения
для подкатегорий с прицепом.
Пока автоматизированные автодромы есть только в Кемеровской,
Самарской и Челябинской областях. В ближайшее время они должны появиться в
Нижегородской, Кировской и Мурманской областях, а также в Татарстане. Стоимость
оборудования такого автодрома составляет ориентировочно от 30 до 40 миллионов
рублей.
Во сколько раз в связи с этими нововведениями увеличится
размер оплаты для желающих пройти обучение и сдать на права, не сообщается.
10.03.2009: Изменения в тарифах ОСАГО: повышение
коэффициентов для начинающих водителей и маленьких машин, понижение для мощных
автомобилей, и другие нововведения.
В соответствии с постановлением
правительства РФ № 225 "О внесении изменений в страховые тарифы по
обязательному страхованию гражданской ответственности", коэффициенты к
базовому тарифу ОСАГО для молодых водителей повысились, а для автомобилей
мощностью свыше 100 лошадиных сил понизились.
Как следует из приложения к постановлению, стаж
"опытного" водителя увеличился с двух до трех лет. Теперь для
водителей в возрасте до 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно
коэффициент составит 1,7 вместо прежних 1,3. Для водителей старше 22 лет и
стажем вождения до 3 лет включительно ставки выросли с 1,2 до 1,5, а для тех,
кто младше 22 лет, но со стажем более 3 лет - с 1,15 до 1,3.
Коэффициент для полисов, допускающих к управлению
автомобилем неограниченное количество водителей, вырос с 1,5 до 1,7. Также
изменились коэффициенты в зависимости от мощности двигателя. Для автомобилей
мощностью до 50 лошадиных сил (л.с.) они выросли с 0,5 до 0,6, от 50 до
Между тем коэффициенты для более мощных машин снизились. Для
автомобилей мощностью от 100 до
Кроме того, ранее сообщалось, что были пересмотрены
коэффициенты к базовому тарифу для некоторых регионов, где этот вид страхования
оказался убыточным. Разработкой новых ставок страхования автогражданской
ответственности занималось Министерство финансов.
26.02.2009: С 4 апреля вводятся новые пошлины на
автомобильную спецтехнику - автокраны, бетономешалки, эвакуаторы и т.п.
Постановлением
правительства от 26.02. 2009 № 174 в товарную номенклатуру внешнеэкономической
деятельности РФ внесены дополнительные подсубпозиции на новые и бывшие в
эксплуатации моторные транспортные средства специального назначения. Сроком на
9 месяцев установлены ставки ввозных таможенных пошлин на данные категории
товаров. На все бывшие в эксплуатации моторные транспортные средства
спецназначения установлена единая специфическая пошлина в размере 4,4 евро за 1
куб см объема двигателя. Постановление вступает в силу 4 апреля - через месяц
со дня его официального опубликования.